Луганский рабочий дружил с художниками и королевой: в Кремле открыли выставку о Ворошилове

В Музеях Московского Кремля открылась выставка "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала К.Е. Ворошилова"
Луганский рабочий дружил с художниками и королевой: в Кремле открыли выставку о Ворошилове
Пелагия Тихонова / Агентство "Москва"
Портрет Климента Ворошилова работы Евгения Кацмана на бумаге сангиной (1933) на выставке "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала К.Е. Ворошилова" в Парадном вестибюле Оружейной палаты Московского Кремля.

Всех переступивших порог парадного вестибюля Оружейной палаты встречает огромный двухметровый Климент Ворошилов – на листе бумаги такого размера его изобразил сангиной Евгений Кацман в 1933 году.

– Этот портрет интересен тем, что здесь Климент Ефремович изображён в момент своего наркомства, – поясняет Metro куратор выставки  Ольга Мироненко. – Должность наркома по военно-морским делам обороны он занимал дольше, чем кто бы то ни было – с 1925 по 1940 год. 

И.Г. Серебряков "Портрет К.Е. Ворошилова". Палех, 1937. Папье-маше, яичные краски, роспись. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации, Москва
Пелагия Тихонова / Агентство "Москва"
И.Г. Серебряков "Портрет К.Е. Ворошилова". Палех, 1937. Папье-маше, яичные краски, роспись. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Как и этот лист бумаги, Ворошилов был масштабен: родившийся в беднейшей рабоче-крестьянской семье, он достиг вершин государственной власти и не терял авторитета до конца жизни. Когда в 1955 году Никита Хрущёв решил выселить проживавших на территории Кремля с 1918 года государственных чиновников, он не посмел тронуть только Ворошилова. Легендарный командарм стал в прямом смысле слова кремлёвским долгожителем и прожил недалеко от Оружейной палаты, где сейчас показывают его портреты, награды и оружие, дольше всех, с 1918 по 1962 год. 

Цифра
10
музеев предоставили экспонаты для выставки "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала К.Е. Ворошилова"

О Ворошилове сегодня вспомнили, в том числе, и в связи с местом его рождения: он уроженец села Верхнего, расположенного в черте города Лисичанска – настоящей колыбели Донбасса, где в 1795 году начались первые в стране разработки каменного угля. В возрасте 6 лет он начал выбирать колчедан на шахтах за 10 копеек в день, и только в 14 лет нищий мальчик смог пойти в земскую школу. 

Хата, в которой провёл детство Климент Ворошилов. Фотография. До 1950 года. Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Хата, в которой провёл детство Климент Ворошилов. Фотография. До 1950 года. Самарский областной историко-краеведческий музей имени П.В. Алабина.

Простой луганский рабочий, оттрубивший годы на металлургическом, паровозостроительном и орудийном заводах, в годы Первой мировой, не имея военной подготовки, берёт в руки оружие и организовывает оборону Луганска от австро-германских войск. Затем – эпическая оборона Царицына (сейчас – Волгоград) от Донской армии атамана Краснова вместе с Иосифом Сталиным и боевой путь в Первой конной армии от Воронежа до Крыма, когда будет разбита армия Деникина. О нём немедленно напишет Бабель в своей "Конармии", о нём слагают песни: "Ведь с нами Ворошилов,// Первый красный офицер,// Сумеем кровь пролить за СССР!" Ворошилов стал, как сейчас сказали бы, ролевой моделью для сотен тысяч советских мальчишек. 

Портрет К.Е. Ворошилова. Негатив на стекле. Ленинград, 1924–1930. С оригинальной фотографии П.А. Оцупа. РОСФОТО, Санкт-Петербург.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Портрет К.Е. Ворошилова. Негатив на стекле. Ленинград, 1924–1930. С оригинальной фотографии П.А. Оцупа. РОСФОТО, Санкт-Петербург.

Он становится наркомом обороны и первым маршалом, под его руководством советское государство модернизирует армию и делает дипломатические успехи на Востоке. На площади Таксим в Стамбуле есть памятник Кемалю Ататюрку, по правую руку от которого размещена фигура Климента Ворошилова – по личному указанию отца-основателя Турецкой Республики .

Выставка не только напоминает о личности легендарного наркома, но и показывает его с принципиально новой стороны – как любителя искусства. 

Маршальский мундир Климента Ворошилова на выставке "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала Ворошилова" в Парадном вестибюле Оружейной палаты.
Пелагия Тихонова / Агентство "Москва"
Маршальский мундир Климента Ворошилова на выставке "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала Ворошилова" в Парадном вестибюле Оружейной палаты.

– С середины 1920-х годов за Климентом Ворошиловым закрепилось негласное звание друга художников, – рассказывает куратор выставки Ольга Мироненко. – Он долгие годы дружил с Исааком Бродским, Александром Герасимовым, Василием Сварогом и Евгением Кацманом. Есть картина Герасимова, где они изображены все вместе на даче у Сталина сидящими за столом и пьющими чай. 

На выставке есть большая гравюра на камне, выполненная Бродским, а также фото, на котором художник делает для неё рисунок. 

И.И. Бродский. Портрет К.Е. Ворошилова. 1935. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
И.И. Бродский. Портрет К.Е. Ворошилова. 1935. Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств, Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

– Данных о том, что с Ворошилова рисовали эскизы, не сохранилось, – рассказывает Metro Ольга Мироненко. – Скорее всего, он, как и Сталин, никогда не позировал – художники рисовали его по памяти и с фотографий.

Самые дружеские отношения связывали Ворошилова с академиком Александром Герасимовым, первым президентом Академии художеств СССР, автором известной работы "Сталин и Ворошилов в Кремле". В годы Большого террора нарком ходатайствовал со слов Герасимова за ряд деятелей искусства.

Шкатулка "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле" (автор П.И. Мещанинов, Федоскино, 1947 г.), представленная на предпоказе выставки "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала Ворошилова" в Парадном вестибюле Оружейной палаты.
Пелагия Тихонова / Агентство "Москва"
Шкатулка "И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле" (автор П.И. Мещанинов, Федоскино, 1947 г.), представленная на предпоказе выставки "Луганский рабочий, последний житель Кремля. Памяти маршала Ворошилова" в Парадном вестибюле Оружейной палаты.

По инициативе Бродского Ворошилов вступил в переписку с Ильёй Репиным, предлагая тому переехать в Россию из Финляндии (имение художника в Куоккале оказалось на финской территории после 1918 года). Репин не вернулся, но очень высоко отозвался о письмах Ворошилова. 

ЦИТАТА
Вчера я получил ответ от Ворошилова. Дивное письмо! Я считаю себя счастливцем, получив такой автограф высокой ценности. Признание моих заслуг величайшими перед страной и человечеством (ещё никогда не подымались мы на такую высоту). Я отрекаюсь от титула "Народного художника", которым было выражено желание некоторыми наградить меня. Я очень-очень благодарен за столь высокую честь, но ворошиловское письмо исчерпывает этот вопрос. Я награждён.
— Илья Репин, художник

– Ворошилов был человеком природной интеллигентности, он искренне любил книги и искусство, всё время занимался самообразованием, много читал, посещал выставки и умел дружить с художниками, – рассказывает Ольга Мироненко.

Нагрудный знак "Ворошиловский стрелок" Осоавиахим № 45277. 1930-е гг. Недрагоценный металл, эмаль; штамповка, монтаж, пайка.
Государственный Исторический музей.
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Нагрудный знак "Ворошиловский стрелок" Осоавиахим № 45277. 1930-е гг. Недрагоценный металл, эмаль; штамповка, монтаж, пайка. Государственный Исторический музей.

Более успешными были усилия Ворошилова по возвращению в Советский Союз Максима Горького, с которым он тоже был в дружеских отношениях – об этом на выставке напоминает картина Василия Сварога, изображающая наркома и писателя за стрельбой в тире. На доске за спинами стрелков ведётся счёт, и видно, что у Ворошилова очков больше. 

– На картине они соревнуются в тире Центрального дома Красной армии, – поясняет Ольга Мироненко. – Известно, что Горький очень хорошо стрелял и был случай, когда он превзошёл Ворошилова по очкам, после чего родилось шуточное предложение ввести звание "Горьковского стрелка", которое будет вручаться лучшим из Ворошиловских. 

В. С. Сварог. К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА. 1933. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации, Москва
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
В. С. Сварог. К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА. 1933. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры и искусства "Центральный музей Вооруженных Сил Российской Федерации" Министерства обороны Российской Федерации, Москва

Как ближайший соратник Сталина, Ворошилов был причастен к Большому террору: его подпись стоит на 185 расстрельных списках, в которых был и прадед автора концепции выставки, историка Сергея Брюна, художник Анатолий Брюн. Однако это не помешало Сергею Брюну суметь отдать должное и личным качествам, и историческому масштабу героя своего исследования. 

– Он ярче иных артистов менял образы, становившиеся в прямом смысле слова "архетипами" менявшихся эпох: от луганского рабочего к комиссару в кожанке с шашкой в руках, от одного из вождей Первой конной к наркому обороны в шинели и будённовке, к маршалу с золотыми погонами, к элегантном старику в белом костюме, поражавшему изяществом, интеллигентностью, вежливым отношением к окружавшим его людям, – рассказывает Сергей Брюн. – Когда в 1958 году в Москву на Первый Международный конкурс имени Чайковского прибыла бельгийская королева Елизавета, в Кремле её принимал Ворошилов. Он предложил королеве верховую прогулку. По словам очевидцев, Ворошилов поразил бельгийскую свиту своей галантностью. Так они и катались в тени деревьев Тайницкого сада – королева и седой маршал, луганский рабочий, последний житель Кремля.

Пистолет "Стар", модель Д, кал. 9 мм. Принадлежал Маршалу Советского Союза К. Е. Ворошилову. Испания, Эйбар, фирма "Стар Бонифасио Эчеверриа" (Star Bonifacio Echeverria), 1930-е гг. Сталь, перламутр; ковка, фрезеровка, гравировка, серебрение, инкрустация. Музеи Московского Кремля
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Пистолет "Стар", модель Д, кал. 9 мм. Принадлежал Маршалу Советского Союза К. Е. Ворошилову. Испания, Эйбар, фирма "Стар Бонифасио Эчеверриа" (Star Bonifacio Echeverria), 1930-е гг. Сталь, перламутр; ковка, фрезеровка, гравировка, серебрение, инкрустация. Музеи Московского Кремля
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Малокалиберная магазинная винтовка ТОЗ-9, кал. 5,6 мм. Принадлежала Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. Тульский оружейный завод (завод № 173), 1938. Сталь, белый металл, дерево, ковка, фрезеровка, резьба, гравировка. Музеи Московского Кремля
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Малокалиберная магазинная винтовка ТОЗ-9, кал. 5,6 мм. Принадлежала Маршалу Советского Союза К.Е. Ворошилову. Тульский оружейный завод (завод № 173), 1938. Сталь, белый металл, дерево, ковка, фрезеровка, резьба, гравировка. Музеи Московского Кремля
Пресс-служба Музеев Московского Кремля
Пистолет "Стар", модель Д, кал. 9 мм. Принадлежал Маршалу Советского Союза К. Е. Ворошилову. Испания, Эйбар, фирма "Стар Бонифасио Эчеверриа" (Star Bonifacio Echeverria), 1930-е гг. Сталь, перламутр; ковка, фрезеровка, гравировка, серебрение, инкрустация. Музеи Московского Кремля1/4