На выставке "Образ Москвы" на ВДНХ можно увидеть четыре работы Ильи Репина

Картины раскрывают разные направления творчества художника — от исторической живописи до портретов и монументальных произведений
На выставке "Образ Москвы" на ВДНХ можно увидеть четыре работы Ильи Репина
Максим Денисов / mos.ru
В павильоне № 1 ВДНХ открылась выставка Государственного Русского музея.

Экспозиция "Образ Москвы в русском искусстве из собрания Государственного Русского музея" проходит на ВДНХ в павильоне № 1 "Центральный". Здесь можно увидеть четыре работы художника, чьё творчество стало связующей нитью всей выставки. В экспозиции отражены разные жанры — от камерных портретных образов до масштабных полотен, созданных по заказу императорского двора.

Исторический сюжет

Картина "В осаждённой Москве" (1912), посвящённая Отечественной войне 1812 года, написана к столетнему юбилею победы над Наполеоном. На полотне Репин передал напряжённый момент обороны города у стен Кремля. Искусствоведы отмечают, что эта работа словно предвосхищала будущие потрясения: всего через два года после её завершения началась Первая мировая война.

Картина "В осаждённой Москве" (1912).
Максим Денисов / mos.ru
Картина "В осаждённой Москве" (1912).

Портретное наследие

Илья Репин, которого специалисты называют "живописцем русской души", прославился как один из наиболее глубоких портретистов XIX века. Он создавал образы выдающихся современников — композитора Модеста Мусоргского и писателя Льва Толстого, а также Ивана Шишкина, Архипа Куинджи, Ивана Крамского, мецената Павла Третьякова, критика Владимира Стасова, музыкального издателя Митрофана Беляева и композитора Николая Римского-Корсакова. В 1895–1896 годах мастер написал несколько парадных портретов императора Николая II.

"Портрет Саввы Овденко" (1876).
Максим Денисов / mos.ru
"Портрет Саввы Овденко" (1876).

На выставке представлены два портрета 1870-х годов. "Портрет Саввы Овденко" (1876) запечатлел близкого доверенного лица Третьякова. "Портрет сказителя Василия Щеголенка" (1879) отражает интерес к народному творчеству: герой картины был собирателем и исполнителем былин, а его образ стал символом русской устной традиции.

"Портрет сказителя Василия Щеголенка" (1879).
Максим Денисов / mos.ru
"Портрет сказителя Василия Щеголенка" (1879).

Монументальное полотно

К числу наиболее масштабных произведений художника относится "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года". Над этим заказом Николая II Репин трудился почти три года. На картине изображены более 80 участников юбилейного заседания, в том числе представители московских аристократических родов и генерал-губернатор Сергей Александрович. Полотно, превышающее четыре метра в высоту и девять метров в ширину, стало кульминацией его творчества. В работе над композицией художнику помогали ученики — Борис Кустодиев и Иван Куликов.

Близкий друг художника Корней Чуковский позже вспоминал, что эта работа казалась ему "поэтичной и мелодичной", превращавшей изображённую жизнь в подобие музыкального произведения.

"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения".
Максим Денисов / mos.ru
"Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения".

Репин и Москва

Экспозиция демонстрирует, как важна была Москва в судьбе художника. Здесь соединяются его исторические и портретные произведения, а также монументальные композиции. Репина привлекали не только друзья и коллеги, но и сама атмосфера города. В письме к Владимиру Стасову в 1872 году он писал, что любит Москву "как родную мать" и чувствует себя там как дома. Спустя несколько лет он отмечал, что город настолько живописен и уникален, что готов отправиться за тридевять земель ради подобного зрелища.

В 1877 году художник исполнил своё обещание и переехал в Москву, где прожил пять лет. Здесь родились его важнейшие замыслы, воплотившиеся в значимых произведениях.