Наталья Наговицина упокоилась с миром, заявила телеведущая Виктория Боня

Оплатившая дрон Боня опубликовала новые кадры с места, где установлена палатка застрявшей на пике Победы Натальи Наговициной. По словам телеведущей, съёмка показала отсутствие всяческих признаков жизни. Однако тело альпинистки так никто и не видел...
Наталья Наговицина упокоилась с миром, заявила телеведущая Виктория Боня
скриншот видео с телеграм-канала Виктории Бони
Палатка Натальи на высоте 7200 метров

Хайп или вера в чудо

Телезвезда и фотомодель Виктория Боня, которая в мае этого года взошла на Эверест, заявила, что ей удалось добиться от Минобороны Киргизии ещё одного запуска дрона. Для этого ей предоставили вертолёт, который забросил команду в базовый лагерь на высоте 4,5 тысячи метров.

"Нам удалось запустить дрон на пик Победы. Наталья Наговицина упокоилась с миром", — написала она в своём телеграм-канале. 

Боня рассказала, что кадры с дрона показали отсутствие признаков жизни в палатке альпинистки. При этом, судя по видео, коптер не сумел запечатлеть саму Наговицину ни в движении, ни без него. 

Аналогичное видео с палаткой мы уже видели 27 августа. Но тогда дрон провел аэровидеосъёмку в том числе и с помощью тепловизора. После этого консилиум опытных альпинистов вынес трагический вердикт: дальнейшие действия не имеют смысла.

Несмотря на это, на прошлой неделе Боня перевела 1,2 млн рублей на возобновление спасательной операции, но платёж отклонили.

"Почему вы нам мешаете? Мы за свои деньги готовы оплатить вертолёт! Почему мы должны верить тепловизору, который за тысячу километров не обнаружил жизни? Так нельзя! — возмущалась она.

И тут возникает резонный вопрос: почему Боня не пыталась организовать спасработы раньше, имея такие возможности? Сейчас всё это попахивает пиаром и плясками на костях. 

— У Бони есть деньги, и она готова тратить их как на коммерческие восхождения, так и на спасработы. Ничего против не имею, — говорит Metro альпинист Игорь Коровин. — Но вся эта затея с вертолётом, мягко говоря, неразумная. 

Гора-убийца

Игорь Коровин знал Наталью лично — они познакомились в 2022 году в базовом лагере Южный Иныльчек, который является отправной точкой для восхождений на пик Хан-Тенгри и пик Победы. 

— О её опыте мне судить сложно, но в 2023-м она успешно поднялась на пик Корженевской и пик Коммунизма, — рассказывает он. — В этом году я встретил её на высоте 5800 метров на пике Победы, мы с напарником шли вниз, а её группа — наверх. Но я уехал до того, как всё случилось.

Наталья Наговицина и Лука
соцсети Гюнтера Зигмунда
Наталья Наговицина и Лука

По словам Игоря Коровина, в этом году туры в сопровождении гида на пик Победы предлагал только Александр Семёнов – опытнейший альпинист, дважды "Снежный барс".

— С ним успешно поднялись на вершину несколько человек. Но поскольку он был единственным, кто водит на гору, ценник зашкаливал, и люди просто объединялись между собой. Вот и Наталья собрала группу, в которой была знакома только с итальянцем Лукой Сенигальей. Это не профессиональные альпинисты, а такие же, как она, любители.

Тем не менее Александр Семёнов принимал активное участие в спасении Наговициной. Вот как он описывает эту ситуацию:

— В конце сезона количество альпинистов, способных дойти и помочь, стремилось к нулю. После обсуждения различных сценариев и возможностей группы сформировали отряд из шести человек. 16 августа вылетели в сторону второго лагеря и... жёстко сели меж трещин ледника. Пострадавших забрали вторым бортом, а мы вчетвером выдвинулись за Романом и Гюнтером. Одного встретили на высоте 4900 метров, другого — на 5300. Оказали им помощь и сопроводили в базовый лагерь.

Александр Семёнов (справа) в снежной пещере во время спастательных работ
соцсети Александра Семёнова
Александр Семёнов (справа) в снежной пещере во время спастательных работ

После этого началось формирование второго спасотряда, который возглавил участник предыдущей "вылазки", опытнейший альпинист Виталий Акимов. Ребята добрались до 6100 метров и были вынуждены развернуться.

— Практически в это же время пришло согласование о возможности спасработ итальянскими пилотами на вертолёте МЧС Кыргызстана, — продолжает Семёнов. — После разведки местности дроном вертолёт должен был по очереди высаживать спасателей на гребне, где они начинают поиск, оказание помощи и возможную транспортировку. При этом вертолёт давали на ограниченное время, а погодное окно по прогнозу — только два дня. Сколько из них с отсутствием ветра на гребне – неизвестно. Риск зашкаливал. Сможет ли борт несколько раз сесть на гребень — под большим вопросом, и если не сможет, то спасатели останутся наверху с минимальным набором снаряжения и помножат количество жертв. 25 августа погодного окна не случилось и вылет отменили. 

В результате мы имеем три спасательные операции (и ещё одну с участием Луки и Гюнтера), ни одна из которых не увенчалась успехом. 

Итоги сезона на пике Победы — четыре человека не вернулись, один умер после спуска, на склонах лежит упавший борт. 

— Гора серьёзная, опасная, требует подготовки и "трезвого ума" у восходителей, — говорит Семёнов. — На кону стоит многое: обморожения конечностей, ампутации, переломы, лавины, гибель... На что готовы вы?