
Cудейская бригада долго и подробно разъясняет спортсменам правила. В принципе, ничего необычного: за белые линии не заступать, упражнения выполнять до конца, иначе очки засчитаны не будут. Судья особенно подчёркивает, что дверь нужно непременно закрыть. Это одно из упражнений на трассе с препятствиями. Нужно открыть дверь, пройти дальше и запереть её за собой. Особенность в том, что спортсмены передвигаются в медицинских экзоскелетах, поскольку без них, увы, не могут.
Первым на старт выходит паралимпиец, член национальной сборной по кёрлингу на колясках, заслуженный мастер спорта России Виталий Данилов.
– Я пилот экзоскелета! – говорит он с улыбкой.
Пилоту помогает ассистент, который контролирует некоторые параметры устройства на выносном пульте и помогает, если спортсмен вдруг потеряет равновесие.
Простые действия для обычных людей – для кибатлетов настоящий вызов. Налить воду в стакан, когда не слушаются руки, – очень непростая задача. Но они не привыкли горевать. Им всё даётся нелегко, но сложно не значит невозможно.
У каждого кибатлета свой стиль. Например, Виталий закрывает дверь, подтягивая её за верхний край. Тут важно не прищемить пальцы. А кто-то ловко цепляется за дверную ручку костылём, будто он продолжение руки. Судейская бригада внимательно наблюдает. Требования к участникам строгие, безо всяких скидок.
Самый сложный участок перед финишем – тропа из половинок брёвен. Нужно пройти по ним, не соскочив на пол. Это и без экзоскелета непросто, а сколько стоит усилий кибатлетам! Видеть, как они движутся шаг за шагом, концентрируясь и выверяя каждое движение, – очень мотивирующее зрелище.
– Не вижу причин сдаваться. Главное – поставить цель и идти к ней, – рассказывает Виталий Данилов после прохождения трассы. Он сидит в коляске, будто на троне, и искренне болеет за других спортсменов.
Однажды Виталий проехал марафонскую дистанцию – 42 километра в коляске. В процессе у него ещё сломалось колесо и он передвигался, балансируя на остальных. В итоге не уложился в отведённое время, но организаторы и участники марафона встречали его овациями. Потом были и паралимпийские достижения. Виталий всегда помнит о своём тренере – Антоне Батугине, который помог Виталию стать чемпионом.
– Я считаю, что экзоскелет – это очень большой шанс для людей с ограниченными возможностями вести полноценную жизнь. Но пока это не привычный бытовой прибор, а медицинское приспособление. И я в том числе помогаю специалистам испытывать их и делать лучше, – рассказывает Виталий Данилов.
На других площадках тоже шли соревнования. Колясочники ловко гоняли по размеченным на полу трассам, аккуратно объезжая отметки, за задевание которых начислялся штраф. Люди с кибернетическими протезами демонстрировали свои умения ими управлять почти как настоящими.
– Ничего особенного! Я давно приспособился. Протез вполне справляется с мелкой моторикой – нажимать клавишу компьютерной мыши, брать мелкие предметы он способен. А сейчас появляются и более совершенные, – рассказывает зритель Иван Шуршунов, который демонстрирует кибернетическую руку.
– Мне кажется, что я похож на Терминатора! – улыбается он. – Бывает, люди сначала смущаются, когда я протягиваю им кибернетическую руку, но потом привыкают. И иронично отношусь к новой руке. А наблюдать за соревнованиями моих "коллег" – огромный заряд энергии. Мы всё можем, и всё нам по плечу.