Победители шестисуточного пробега рассказали, как им удалось добиться успеха

Впервые в истории в России прошли соревнования по шестисуточному бегу. Metro пообщалось с победителями состязаний, состоявшихся в московском районе Вороново. Ими стали монтажник с тульской пивоварни и пенсионерка из Челябинска
Победители шестисуточного пробега рассказали, как им удалось добиться успеха
Предоставлено организаторами
Вербицкий бежит к победе.

"Надо рискнуть и посвятить сезон бегу"

Уникальный турнир провели МОД МКШЧ и районная управа, собрав 28 бегунов из России, Казахстана и Белоруссии. В абсолютном зачёте первенствовал 36-летний Сергей Вербицкий. А ведь уже на десятый час у него так сильно болело колено, что он не мог бежать:

– Мог только хромать через боль. Перспектива была сойти из-за травмы или ходить несколько дней, пока колено не пройдёт. Я не был готов сдаться, но уже не верил, что произойдёт что-то хорошее. Но когда впервые поспал на 33-м часу, колено прошло. После этого я уже смог бежать. А на 480-м километре мне бежалось легче, чем на первом. Настолько я притёрся. Не поверил бы, что на этом отрезке будет лёгкость, как будто ты отдохнул, хорошо размялся и только начал бежать.

Сергей рассказал, что участники стараются спать в палатке как можно меньше, ведь каждая минута отдыха стоит заветных метров дистанции:

– Раньше, во время трёхсуточных пробегов, я спал по 3–5 часов в сутки. Во время этой гонки за все 6 суток поспал 12 часов. Это меня удивило. Первые 3 дня я спал по часу в сутки. Следующие 2 дня, когда меня уже начало "накрывать" и при этом я понимал, что могу себе позволить отдохнуть, спал по 4 часа. В последний день смысла много отдыхать уже не было, поэтому снова хватило часа.

Сергей рассказывает, что ложился ради восстановления сил:

– Рубило меня несильно, можно было терпеть, но нужно было восстановить силы. Когда понимал, что даже пешком не могу наступать без сильной боли, принимал горизонтальное положение. Оно снимало боль в ногах. Вставать потом было легко. А вот на трёхсуточных забегах, когда организм был менее тренирован, бывало иначе: пытаешься встать с мата – от болевого шока темнеет в глазах, я оседал. И так несколько раз подряд.

Во время шестисуточного пробега Вербицкий спал без будильника:

– По опыту знал, что проснусь сам, когда мой цикл сна закончится. Один раз, на четвёртый день, было жалко времени. Я завёл будильник, через полчаса он прозвенел – у меня так ломило ноги, они были такие отёкшие, что я был не в состоянии встать. Доспал без будильника. Цикл закончился, и ноги пришли в себя. Не было страшно, что "отрубит" надолго, такое там перевозбуждение. А вот если несколько раз переносить будильник, есть такой риск.

Чтобы не терять время, Сергей ел на ходу:

– Питание своё плюс то, что выставляют организаторы. Еда на любой вкус: и калорийная, и жиденькая. За несколько секунд берёшь её и продолжаешь движение, так что это не очень тебя замедляет.

Вербицкий принял душ лишь раз:

– Было жалко времени. Но переодевался я каждые несколько часов, чтобы кожу не натёрло. Больше всего времени теряешь, когда просыпаешься. Ты тупишь 5–10 минут, не можешь понять, сколько проспал, приходишь в себя. Понимаешь, что надо сделать, но не делаешь этого.

Награда нашла Вербицкого.
Предоставлено организаторами
Награда нашла Вербицкого.

Сергей поделился секретом, о чём думает во время длительного бега:

– Если нет трудностей, появляются отвлечённые мысли. Если же начинаются проблемы, например что-то болит, думаешь, что делать: надевать ли другие кроссовки, менять ли технику, идти ли спать.

Вербицкий чувствовал, что во время шестисуточного бега возможностей для манёвра и выработки стратегии больше, чем на меньших дистанциях:

– Если соперник более тренирован, за 3 суток он "привозит" тебе 100 км. Ты не можешь ничего сделать за счёт тактики. 6 суток – дистанция, на которой нужно правильно распределять сон и не травмироваться.

Чемпион признаётся, что почти не тренируется: нет свободного времени:

– Спасает только участие в ультрамарафонах. Я 7 раз участвовал в трёхсуточных забегах. За счёт этого имел опыт и запас прочности. Для меня соревнования – это тренировки, позволяющие не "рассыпаться" без должного объёма. Он у меня незначительный: "5 вёрст" по субботам и несколько тренировок в неделю по 5 км. Пытаюсь заниматься, но всё не клеится: в начале лета на 3 недели заболел, прямо перед шестисуточным забегом брат попросил крышу перекрыть. Всегда некогда.

Сергей рассказывает, что сделало его таким выносливым:

– Была тяжёлая работа на стройке, укрепившая сердце и опорно-двигательный аппарат. Когда по 6 часов копаешь колодец на пульсе 140, вроде бы просто работаешь, а по сути это ультрамарафон каждый день. Целенаправленно ничем не занимался. В детстве во дворе чуть играл в футбол, но не больше других. Никаких секций не было.

При этом организм Вербицкого хорошо реагирует на резкие нагрузки:

– Сейчас я чувствую себя чуть ли не лучше, чем до забега. Мышечная усталость ещё есть, но мышцы не болят. Ни одной мозоли у меня не было – это редчайший случай. Сон наладился, я снова просыпаюсь без будильника. 

Сейчас бег – хобби Сергея:

– В планах погружаться в него, но из года в год планы не реализуются. Я занимаюсь монтажом оборудования на пивоварне в Туле. Спасает, что начальник отпускает, когда хочу. Я просто уведомляю его, что меня не будет, и уезжаю. Но времени при таком графике жизни даже на детей не особо хватает.

Вербицкий не только талантливый бегун, но и ценный сотрудник.
Скриншот сайта Saldens.ru
Вербицкий не только талантливый бегун, но и ценный сотрудник.

Вербицкий предполагает, что, если добавить к его результатам полноценные тренировки, результаты будут шикарными:

– Если увольняюсь с работы, денег хватит на один сезон в кредит. Тут или получится, или нет. Надо настроиться, рискнуть и посвятить сезон бегу. Призовые растут чуть ли не 2 раза в год. В Суздале на самом престижном трейле одни и те же 3 человека делят первые места из года в год. Если быть среди них, этим вполне можно зарабатывать.

Цифра
708 км
за 6 суток пробежал победитель абсолютного зачёта Сергей Вербицкий. Лариса Псюкалова преодолела дистанцию в 510 км, победив в категории женщин 60 лет и старше.

"Лучшее средство от стресса – кроссовки и лес"

Лариса Псюкалова стала третьей среди женщин и лучшей в категории 60 лет и старше. Секрет её успеха – в распределении нагрузки:

– Я бежала по 15–20 км, потом отдыхала, спала. Трасса не приедалась. От монотонности отвлекали красоты. Очень порадовало, что трасса проходит вокруг пруда. Хорошие впечатления от природы, воды, солнца и даже от дождя, который тоже лил нещадно. Место в парке выбрано удачное, людей было не так много.

Псюкалова мчится вперёд.
Предоставлено организатором
Псюкалова мчится вперёд.

Псюкалова не впервые вышла на старт многодневки:

– В Нью-Йорке я дважды бежала 6 суток и однажды – 10 суток. Мне это было знакомо, хотя каждый раз получаешь новый опыт. Это очень серьёзное самопреодоление. Когда, казалось бы, уже не можешь выходить на трассу, понимаешь, что приехал, чтобы превзойти себя, свои проблемы, свою боль, своё нежелание, свои предыдущие результаты. Это двигает вперёд. Возможности человека безграничны, главное – в это поверить и делать попытки.

Лариса во время бега думает о позитиве:

– Если начинаешь зацикливаться на том, как что-то болит, оно затягивает. Становится ещё хуже. Я старалась улыбаться, рассмешить окружающих, поддерживать хорошее состояние.

Лариса финиширует с улыбкой на лице.
Предоставлено организаторами
Лариса финиширует с улыбкой на лице.

Псюкалова начала бегать довольно поздно, в 37–38 лет:

– Друзья пригласили, я попробовала и втянулась. До этого никогда не интересовалась этим. Я живу в Челябинске, у меня буквально через несколько домов начинается бор. И летом и зимой это прекрасное место. Я выхожу на пробежку, даже когда на улице дождь или холод, а у меня нет никакого желания. Знаю, что побегаю и наполнюсь огромным количеством энергии. Обычно бегаю по 5–10 км в день, но к соревнованиям с апреля наращивала объём. В июле бегала уже по 2 полумарафона в неделю, каждые 2 недели – по марафону.

Лариса признаёт, что шестисуточный бег очень сильно сказывается на её суставах:

– Болят колени и стопы. И сейчас так, и раньше так было. Пока я бегала, прилично похудела, поэтому теперь отъедаюсь и отсыпаюсь. Я на пенсии и не работаю, хотя собираюсь устраиваться. В таком случае времени будет гораздо меньше, но в любом случае бегать я всё равно буду. Каждый год в Челябинске участвую в сверхмарафонах. В этом году не получится: надо прийти в себя после шестидневного бега. Скорее всего, в октябре побегу полумарафон.

Но результаты для Псюкаловой второстепенны:

– Древние говорили: "Хочешь быть здоровым – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай". Если в жизни произошло что-то неприятное, лучшее средство от стресса – кроссовки и лес. 1–2 км пробежишь – голова проясняется, все эти эмоции уходят. Это выручает в любой области жизни. А самопреодоление применимо не только в беге, а везде.