КАРЬЕРА

Почему теперь соискателям так важно произвести неизгладимое впечатление именно на нейроны?

Говорят, искусственный интеллект готов прийти на помощь к HR-менеджерам на всех этапах работы с персоналом, кроме увольнения. Metro присмотрелось к работе тех, кто уже расставил сети и ждёт большую рыбу
Процесс изучения резюме можно ускорить с помощью нейросетей
Pixabay.com

Что такое нейросети и причём тут HR

Если вы при составлении резюме пытаетесь произвести впечатление на рекрутера компании, то времена изменились – важно "нравиться" нейронам. Упрощённо процесс выглядит так: рекрутер вводит список требований к кандидату на вакансию в нейросеть. Нейросеть обрабатывает полученные резюме и выдаёт подходящие под параметры результаты. Видимо, основными преимуществами такого процесса можно назвать скорость и непредвзятость. "Модели на основе нейронных сетей используются для работы с большими массивами данных, – уточнил в разговоре с Metro Марат Исмагулов, директор по персоналу Альфа-Банка, – например, для первичной оценки резюме кандидатов. Такие модели способны существенно сократить трудозатраты сотрудников, отвечающих за подбор, высвобождают их время и позволяют сконцентрировать усилия на зонах работы, требующих повышенного внимания".

Пока нейросети внедряют в работу HR-служб только крупные и особо прогрессивные компании, но через год-другой и до малого бизнеса дело, похоже, дойдёт. "Компании только начинают использовать технологии в подборе и оценке персонала, – рассказал Metro Юрий Шатров, руководитель практики Digital Assessment "ЭКОПСИ". — По исследованиям Oracle и Sierra Cedar, это делают 7–8% зарубежных компаний. Банки используют их более активно, потому что чаще других отраслей применяют инновационные технологии в HR.

Искусственный интеллект готов облегчить не только работу с просмотром резюме кандидатов, но может стать и третьим глазом рекрутера в ходе видеоинтервью. Например, в США и Великобритании несколько лет назад стала популярна программа HireVue, позволяющая во время беседы провести анализ мимики, жестов, тона голоса претендента на должность. "Federal Bank в Индии оценивал резюме с помощью технологий машинного обучения, – обратил внимание Юрий Шатров. – Британский the Co-operative Bank анализировал видеоинтервью кандидатов с помощью нейросетей. Кандидаты записывали ответы на вопросы, машина распознавала особенности их речи и прогнозировала эффективность". Помимо резюме и видео встреча кандидата и искусственного интеллекта может состояться в тестовом задании. Например, работодатель может предложить соискателю сыграть в компьютерную игру, решить головоломку, а на самом деле снова "жертва" попадает в сети.

В чём риск использования нейросетей при подборе кандидатов?

Скорость как преимущество использования нейросетей себя оправдывает – по наблюдениям разработчиков, процесс подбора сокращается на 90%. 

С непредвзятостью, как оказалось, дело обстоит сложнее. В описаниях структуры и действий нейросетей всегда есть сравнение с мозгом человека и упоминание, что искусственный интеллект способен к обучению. То есть работодатель может внести корректировки, устранить ошибки и, видимо, убрать нежелательные результаты. В 2019 году на сервис HireVue подали в суд в связи с обвинением в недобросовестной конкуренции и создании технологии, которая несправедливо оценивает кандидатов.

HR вооружается технологиями

Помимо подбора новичков, HR -службы крупных компаний применяют ИТ-технологии и для поддержки, оценки, развития сотрудников. Например, среди HR-инструментов появился анализ организационных связей, позволяющий выяснить, кто на самом деле кому подчиняется, а не согласно своей должности, кто перегружен задачами, кто слишком отстранён от коллег. Сотрудники заполняют опрос — и искусственный интеллект автоматически строит схему их взаимодействия.

Видимо, вспомнив выражение "держать руку на пульсе", службы персонала ввели практику проведения пульс-опросов. "Таким образом мониторят эмоциональное состояние сотрудников, – объяснил Metro Юрий Шатров. – Каждый день или неделю сотрудники отвечают на несколько простых вопросов — и далее машина указывает на подразделения, в которых почему-то снижается настроение и вовлечённость".

Чтобы процессы стали проще, а работа эффективнее, на службу приглашают даже роботов или нечто похожее – технологию RPA (Robotic Process Automation). "Сейчас в HR работают 17 роботов, – заметил в беседе с  Metro Марат Исмагулов, – на кадровых процессах и на этапе подбора. Робот может заказать пропуск, проставить идентификатор штатной должности в разных системах, записать на оформление. Цель роботизации – освободить сотрудника от рутинных операций".  

Технорешения, которые уже на службе в крупных компаниях:

⦁ В банке "Тинькофф" работает мобильное приложении по адаптации сотрудников. Еще до выхода в офис новый сотрудник заранее знакомится с культурой компании и знает, что его ждёт в первый день. Бот показывает ключевые платформы компании, знакомит со стандартными процессами, интересуется его настроением и первыми сложностями, а также даёт рекомендации сотруднику и его руководителю, как обсудить цели на испытательный срок, как подвести итоги. Если у сотрудника возникли сложности, он может обратиться за помощью в HR через это приложение.

⦁ Альфа-Банк несколько лет назад первым запустил AI-чат-бот. Нейронная сеть определяет, какого рода поступил запрос, и отвечает человеку в зависимости от контекста. Каждый вопрос получил связь с разными вариантами ответов, причём именно так, как может задавать их человек. Бот обучается, добавляются новые базы знаний. Сейчас начали процесс интеграции с внутренними системами банка. Первая – SAP.  Для чего? В этом случае бот сможет отвечать на персонализированные вопросы. То есть при обращении Бот понимает, кто к нему обращается (это работает уже сейчас), после чего он сам "заходит" в SAP за необходимой информацией и выдает её пользователю

⦁ В "Связном" на данный момент автоматизировали подбор и обучение персонала, внедрили дистанционный подбор, бизнес-симуляции, ознакомительные экскурсии, материальную и нематериальную мотивацию, оценку, ассесмент-центр, ИПР, тестирование, интервьюирование и опросы по удовлетворённости.