
День пасмурный, но народа возле "ГЭС-2" как всегда полно – притягивает современное искусство. Монтаж многометрового садового инструмента только закончился, и за произведением, словно церемониальный страж Букингемского дворца, наблюдает хмурый охранник, отходящий чуть дальше только по просьбам москвичей, которые фотографируют лопатку.
– Мне кажется, что "Глина" была здесь более гармонична, а это выглядит как стёб: лопаткой убрали глину. Я понимаю там возделывание земли, начало созидания, всё такое. Но пока не вдохновляет, – делится первым впечатлением одна подруга с другой.
– "Глиной" тоже возмущались, но она была смелой, – отвечает вторая. – Возможно, и совок со временем понравится. Ему не хватает городских легенд, мне кажется. Например, натереть какую-нибудь часть лопатки, чтобы желание сбылось, или отколоть от неё немного...
Слава богу, охранник этого не слышит. Он занят большой толпой, подходящей к арт-объекту. Оказывается, это молодёжный клуб при храме Иоанна Воина – ребята выбрались на воскресную прогулку, чтобы оценить скульптуру.

– Следующим сюда могут посадить живое дерево, – предполагает один из парней дальнейшую судьбу арт-объектов. По программе Дома культуры они будут регулярно сменяться. – Вначале что-то посадили, закопали лопаткой, а потом оно и прорастёт.
Рядом с романтичной молодёжью почёсывает бороду пожилой мужчина.
– И та и та ни к селу ни к городу, – говорит Александр, имея в виду предыдущую и нынешнюю скульптуры. – Я в искусстве не силён, но, во всяком случае, памятник Петру хорошо стоит, к месту. Сначала его не любили и ругали, а потом все присмотрелись и привыкли. А тут скребок и скребок, чего его любить?

Присоединяется к нему и велосипедист, остановившийся для снимка.
– Довольно спорный объект, но нравится, что Москва сохраняет динамику и продолжает эпатировать местных жителей и туристов, – делится байкер.
Искренне "Садовая лопатка" понравилась лишь немке Линде, приехавшей из городка близ Дюссельдорфа. По её словам, там таких арт-объектов на улицах пруд пруди и даже есть институт, изучающий совриск. А зоркие охранники, интересно, там есть?

Только факты
- Авторы "Садовой лопатки" – художники Клас Олденбург и Кошье ван Брюгген. Впервые арт-объект выставлялся на крыше нью-йоркского "Метрополитен-музея" в 2002 году, а этой осенью занял место "Большой глины № 4" Урса Фишера.
- Среди других работ этих скульпторов – многократно увеличенные рожок мороженого, бельевая прищепка, английская булавка и воланчик для бадминтона. Пресс-служба Дома культуры "ГЭС-2" утверждает: в их скульптурах прослеживается игра с масштабом, фиксация повседневности и ироничное отношение к классическому искусству.
- "Садовая лопатка" напоминает о том, как близки природа, человек и культура, – ведь латинское слово cultura буквально означает "возделывание, обработка земли".
