Собянин: более 90% выпускников предпрофклассов поступают в профильные вузы

За последние десять лет в Москве было выпущено более ста тысяч учеников из предпрофессиональных классов. В настоящее время более 70% столичных школ предлагают своим ученикам возможность обучения по таким направлениям, как инженерные, медицинские, IT-, предпринимательские, медиа- и психолого-педагогические классы
Собянин: более 90% выпускников предпрофклассов поступают в профильные вузы
Агентство "Москва"
Мэр Москвы Сергей Собянин.

Об этом сообщил Сергей Собянин в своём телеграм-канале.

Школы оснащены передовым оборудованием, позволяющим проводить исследования, ставить эксперименты и заниматься научными разработками. Недавно был введён единый стандарт предпрофессионального образования, основанный на модели "школа – колледж – вуз – индустриальный партнёр". Благодаря этому стандарту старшеклассники могут полностью сосредоточиться на предметах, необходимых для поступления в вуз, и получить первые профессиональные навыки ещё в школе. Они могут осваивать профессию на базе колледжа, не прерывая обучение в школе. Кроме того, ученики могут посещать лекции и лаборатории в вузах, а также ходить на экскурсии на предприятия.

Первые предпрофессиональные классы появились в московских школах в 2015 году. Сегодня более 70% образовательных учреждений города предлагают своим ученикам возможность получить такое образование. Это направление включает в себя шесть различных профилей:

  • инженерный класс в московской школе – 12,2 тысячи учащихся в 207 школах;
  • медицинский класс в московской школе – 6,7 тысячи учащихся в 124 школах;
  • ИТ-класс в московской школе – 10,4 тысячи учащихся в 178 школах;
  • предпринимательский класс в московской школе – 11,4 тысячи учащихся в 223 школах;
  • медиакласс в московской школе 6,1 тысячи учащихся в 145 школах;
  • психолого-педагогический класс в московской школе – 110 учащихся в пяти школах.

В Москве с 2023/2024 учебного года будет внедрён новый единый стандарт предпрофессионального образования, основанный на модели "школа – колледж – вуз – индустриальный партнёр".

Эта программа предоставит ученикам возможность углублённо изучать интересующие их предметы, чтобы успешно сдать экзамены и поступить в выбранный вуз.

В школе ученики овладеют первыми профессиональными навыками через специализированные курсы. Они также смогут посетить экскурсии, учебные мероприятия и встречи с экспертами на площадках индустриальных партнёров, где познакомятся с особенностями работы в выбранной сфере.

Кроме того, в колледже ученики получат возможность освоить первую профессию. Они будут проводить исследования или разрабатывать проекты под руководством преподавателей вузов-партнёров, что позволит им глубже погрузиться в академическую среду.

Кроме того, школьники посещают лекции, мастер-классы, конференции и встречи с потенциальными работодателями. Выпускники таких классов обретают глубокие знания, практические навыки, а также опыт работы с современным оборудованием. Они учатся взаимодействовать с работодателями и самостоятельно исследовать и разрабатывать проекты. Кроме того, они получают свидетельство о получении первой рабочей профессии по выбранной специальности, что способствует их успешному поступлению в лучшие вузы столицы.

Чтобы помочь ученикам сделать осознанный выбор будущей профессии, школы активно сотрудничают с профильными организациями. За последние десять лет у них появилось более 50 вузов-партнёров, три научные организации, более 40 колледжей и более 300 предприятий и учреждений из различных отраслей, включая медицину, высокие технологии, информационные технологии, финансы, медиа и другие.

В 2024/2025 учебном году представители профессионального сообщества организовали для школьников более двух тысяч экскурсий и учебных дней. Кроме того, было проведено свыше 420 бизнес-тренингов, которые посетили более 28 тысяч старшеклассников.

Ученики предпрофессиональных классов на базе вузов-партнёров проводят научные исследования в различных областях: современных технологиях, медицине, психологии, педагогике, медиа и бизнесе. Свои проекты они представляют на открытых городских научно-практических конференциях "Инженеры будущего", "Старт в медицину" и "Наука для жизни".

В 2024/2025 учебном году для участия в этих конференциях было подано свыше 32 тысяч заявок. Более 5500 школьников стали победителями и призёрами. Некоторые из них получили возможность добавить до 10 дополнительных баллов к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы-партнёры.

Ученики предпрофессиональных классов демонстрируют впечатляющие результаты на ЕГЭ. В 2024/2025 учебном году почти половина из них набрали более 220 баллов по трём предметам. А треть выпускников получили 100 баллов по одному из экзаменов, пройдя обучение в предпрофессиональных классах.

В 2025 году выпускники предпрофессиональных классов впервые получили сертификаты об освоении программы единого образца. Всего было выдано более 15 800 таких документов, что стало дополнительным преимуществом при поступлении в некоторые московские вузы.

Правительство Москвы выделяет гранты для поддержки образовательных учреждений, успешно внедряющих программы предпрофессиональной подготовки. Общий объём финансирования составляет 500 миллионов рублей в год. Эти средства направлены на материальное поощрение педагогов и повышение их квалификации.

По результатам 2024/2025 учебного года гранты получили 147 школ Москвы.

Чтобы помочь ученикам сделать осознанный выбор профессии к моменту окончания школы, работа по профессиональной ориентации начинается уже в седьмом классе. Она осуществляется в рамках проектов образовательных вертикалей, которые реализуются в столичных школах с седьмого по девятый класс.

В настоящее время в московских школах функционируют классы трёх направлений: математического, естественно-научного и информационно-технологического. Ученики углублённо изучают предметы, соответствующие выбранным профилям, проходят практические курсы и знакомятся с вузами, профессиями и научными достижениями в своих областях.

Благодаря этому обеспечивается плавный переход: выпускники, которые обучались по программам, связанным с математикой и информационными технологиями, чаще всего выбирают специальности в сфере IT, инженерии и частично предпринимательства. А те, кто осваивал программы естественно-научной направленности, выбирают медицинские и психолого-педагогические профессии.

Однако интерес к математике и естественным наукам начинают формировать уже в начальной школе. Это позволяет выявить у детей склонности к изучению этих предметов на самых ранних этапах и облегчает им выбор будущей профессии.

С нового учебного года в московских школах появились дополнительные курсы по математике, естественным наукам и технологиям для учеников с 1-го по 4-й класс. Более 14 тысяч учителей прошли специальную подготовку для работы по этой программе.

Также был сформирован экспертный совет, в который вошли ведущие учёные, преподаватели высших учебных заведений, тренеры олимпийских сборных и методисты. Совет занимается разработкой новых образовательных программ, анализом учебных материалов и консультирует школы по вопросам оснащения.