
Накануне профессионального праздника Дня строителя столичные власти подвели промежуточные итоги работы градостроительного комплекса за первые семь месяцев 2025 года. Как отметили на заседании Президиума Правительства Москвы, ключевой акцент в текущем году делается на создании гармоничной городской среды, где транспортная доступность, современная инфраструктура и комфортное жильё образуют единый организм.
Несмотря на сложные задачи, Комплекс градостроительной политики и строительства Москвы демонстрирует стабильно высокие результаты. Особое внимание уделяется программе реновации, где каждый реализованный проект — это не просто новые квадратные метры, а целые кварталы с продуманной инфраструктурой. Параллельно продолжается масштабное развитие транспортной сети, связывающей исторические районы с новыми территориями застройки.
Важным достижением стало сохранение темпов ввода объектов социального назначения — школ, поликлиник, детских садов. Эти объекты возводятся синхронно с жилыми комплексами, что позволяет новоселам сразу получать все необходимые услуги в шаговой доступности.
Развитие инженерных коммуникаций и транспортного каркаса создает прочный фундамент для экономического роста столицы. Новые магистрали и развязки не только разгружают существующие дороги, но и открывают перспективы для освоения ранее труднодоступных территорий.
Развитие транспортной инфраструктуры. Метрополитен и МЦК
Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин в телеграм-канале, за последние 14 лет московская подземка совершила настоящий рывок — сеть метрополитена и МЦК увеличилась почти в два раза. 255 километров новых путей, 123 станции и 14 современных депо — эти цифры говорят сами за себя. Только в прошлом году столица получила 15,5 км Троицкой линии с семью станциями, а также станцию "Потапово" Сокольнической линии. В сентябре 2025-го откроется ее второй участок с долгожданными станциями — это "Вавиловская", "Академическая", "Крымская" и "ЗИЛ". Их технический пуск уже произведен.
Сейчас под землей кипит работа сразу на 17 новых станциях. Семь тоннелепроходческих щитов, словно гигантские кроты, прокладывают путь будущим линиям — это в семь раз больше, чем в прошлом году. До конца года к ним присоединятся еще два механизированных комплекса.
Особое внимание уделяется развитию инфраструктуры: уже введено в строй депо "Южное", готовится к открытию "Столбово", начали строить еще два электродепо — "Ильинское" и "Бирюлёвское".
В перспективе пяти лет москвичей ждет:
— Завершение Рублево-Архангельской линии
— Новая станция "Достоевская" на Кольцевой
— Продление Арбатско-Покровской линии до Гольяново
— 71 км новых линий и 31 станция
Метростроевцы не просто соединяют районы — они создают новый каркас мегаполиса, где каждая новая станция становится точкой роста для целых кварталов. И если раньше мы мечтали о метро у дома, то сегодня оно приходит даже в самые отдаленные уголки столицы.
Комплексное развитие территорий
В 2025 году столица продолжает уверенное движение к концепции "15-минутного города", где все необходимое — от работы до поликлиники — находится в пешей доступности. За семь месяцев введено 2,8 млн кв. метров жилья и 1,5 млн кв. метров коммерческих и социальных объектов. Такой сбалансированный подход к застройке формирует по-настоящему комфортную среду для жизни.
Ключевую роль в этом процессе играют проекты комплексного развития территорий (КРТ). За последние два года количество реализуемых проектов КРТ выросло в 2,2 раза. Сегодня в работе находится 127 инициатив на площади 1,5 тыс. гектаров, которые в перспективе дадут городу:
— 29,9 млн кв. метров современной недвижимости
— 347,5 тыс. новых рабочих мест (только с начала года этот показатель увеличился на 17 тыс.)
Особое внимание уделяется созданию единой городской среды. Программа благоустройства стирает границы между старыми и новыми районами, обеспечивая одинаково высокий стандарт комфорта на всей территории Москвы. Новые жилые кварталы сразу получают всю необходимую инфраструктуру, а исторические районы — современное обновление.
Такой комплексный подход превращает Москву в город возможностей, где качество жизни не зависит от почтового индекса, а новые рабочие места появляются в шаговой доступности от дома.
Улично-дорожная сеть
С 2011 по 2025 года столичная дорожная сеть претерпела кардинальные изменения, превратившись в современную транспортную систему. С 2011 года Москва получила 1516 километров новых магистралей, что существенно изменило облик города и характер передвижения по нему. Каждый новый километр дорог — это не просто асфальтовое покрытие, а продуманный элемент единого транспортного организма мегаполиса. В городе соорудили 470 новых тоннелей, эстакад и мостов, 343 внеуличных пешеходных перехода. С 2011 года около 400 километров новых дорог построено в виде эстакад.
Особое внимание уделяется сложным инженерным сооружениям. За эти годы в городе появилось около 500 мостов, эстакад и тоннелей, которые помогают разгрузить ключевые транспортные узлы. Безопасность пешеходов также вышла на новый уровень — более 300 современных внеуличных переходов обеспечивают комфортное передвижение по городу.
Текущий год продолжает эту динамику развития. Уже построено 17,5 километров дорожного полотна, а до конца 2025 года планируется ввести в эксплуатацию еще около 100 километров. Среди наиболее значимых проектов — новая магистраль, которая свяжет Коммунарку с Бутовом, создав дополнительную транспортную артерию в этом активно развивающемся районе.
Отдельного внимания заслуживает транспортная развязка у станции метро "Корниловская", которая станет важным пересадочным узлом и улучшит доступность метрополитена для жителей прилегающих территорий. Параллельно ведется модернизация ключевых объектов дорожной инфраструктуры, таких как улица Ивана Франко и Старорублевский путепровод.
Железнодорожный транспорт
Столица активно преобразует свою железнодорожную инфраструктуру, создавая современную и удобную систему пригородного и городского сообщения. В тесном сотрудничестве с федеральными властями и РЖД реализуется масштабная программа развития Центрального транспортного узла, которая уже принесла впечатляющие результаты.
За последние 14 лет в Московском регионе появилось 390 километров новых железнодорожных путей, 53 современных остановочных пункта и 34 полностью реконструированных станции. Эти изменения кардинально улучшили транспортную доступность для миллионов пассажиров.
В 2025-2026 годах программа выходит на новый уровень. Особое внимание уделяется модернизации семи ключевых городских вокзалов, которые станут важными пересадочными узлами Московских центральных диаметров.
На Курском вокзале появится новый центр управления с цифровой системой мониторинга, а вокзал Москва-Сити превратится в крупнейший транспортный хаб, объединяющий МЦД-1 и МЦД-4. Станции Серп и Молот, Железнодорожная и Беговая получат современные платформы и удобные пересадки на метро.
Параллельно идет масштабное обновление подвижного состава на МЦД и Ярославском направлении, а Ленинградский вокзал* готовится к открытию обновленного пассажирского терминала.
Эти преобразования создают принципиально новое качество железнодорожных перевозок в столичном регионе. Комфортные станции с бесшовными пересадками, современный подвижной состав и цифровые технологии управления — все это делает железную дорогу по-настоящему удобным и популярным видом транспорта для москвичей и гостей столицы.
Программа реновации
Программа реновации в столице вышла на новый этап реализации, демонстрируя впечатляющие результаты. Этот масштабный проект уже сегодня кардинально меняет облик московских районов, предлагая жителям ветхих пятиэтажек современные квартиры в благоустроенных кварталах. В программу включено 5176 домов — около 350 тысяч квартир общей площадью 16,4 миллиона квадратных метров.
За время реализации программы построено 6,2 млн кв метров нового жилья, что позволит расселить свыше 1,3 тысячи старых домов. Ведется проектирование и строительство около 10,5 миллиона квадратных метров жилья. С начала реализации программы закончено либо идет переселение более 220 тысяч горожан.
Особенностью московского подхода стало создание целостной городской среды — новые дома возводятся вместе с необходимой инфраструктурой, сохраняя при этом привычное социальное окружение жителей.
2025 год стал переломным моментом в реализации программы. Только за первые семь месяцев введено 600 тысяч квадратных метров жилья — это рекордный показатель, составляющий десятую часть от всего построенного за предыдущие годы. Такие темпы позволяют говорить о качественном скачке в развитии проекта.
Социальные объекты
Столица продолжает масштабное развитие социальной сферы, создавая комфортную среду для жизни москвичей всех возрастов. За последние 15 лет городская инфраструктура пополнилась 1157 современными объектами, в том числе более 670 зданий школ и детских садов, около 180 объектов здравоохранения, свыше 220 спортивных объектов, а также более 80 объектов культуры.
Только в текущем году введено в эксплуатацию 38 новых социальных объектов. Это 24 школы и детских сада, 8 медицинских учреждений и 6 спортивных комплексов, которые уже начали принимать первых посетителей. Каждый новый объект — это не просто здание, а тщательно продуманное пространство с современным оборудованием и комфортными условиями.
В ближайшие три года москвичей ждет очередной этап преобразований. В планах — строительство 200 социальных объектов, включая уникальные медицинские центры. В их числе:
— многопрофильный комплекс детской городской клинической больницы святого Владимира в Сокольниках;
— комплекс зданий Центрального московского ипподрома на Беговой улице;
— новые корпуса Московской городской онкологической больницы №62 в инновационном центре "Сколково";
— новый корпус Научно-исследовательского института скорой помощи имени Н.В. Склифосовского.
Эти проекты демонстрируют комплексный подход Москвы к развитию социальной инфраструктуры. Город создает целую экосистему, где образование, медицина, спорт и культура доступны каждому жителю в шаговой доступности.