Сухие ветки, конский хвост: якутские художники представили в Москве уникальные работы

В Москве открылась выставка современного искусства Якутии "Копи смех к зиме..." Её участники поделились с Metro своими личными историями
Сухие ветки, конский хвост: якутские художники представили в Москве уникальные работы
Василий Кузьмиченок / Metro
Работу "Ымыы", что значит "Ангел-хранитель", участницы арт-группы "Архетип" шили долгими зимними вечерами.

На выставке представлены работы более десяти художников трёх поколений. Всех объединяет обращение к важным для северных народов темам: время – бесконечная зима, память – язык и традиции, связь с природой – шаманизм. 

В основе каждой работы – личная история. Мы говорим о молодости, которая не возраст, но чувство, точнее, предчувствие радости. Как однажды сказала этнограф Екатерина Романова, якутский эпос – это обещание лета.
Елена Васильева, куратор выставочной деятельности Центра культуры и современного искусства им. Ю. А. Гагарина (Якутия)  

Устинья Прокопьева. "Молодость"

Устинья Прокопьева у своей работы. Сухие ветки она собирала в городском парке в Якутске.
Василий Кузьмиченок / Metro
Устинья Прокопьева у своей работы. Сухие ветки она собирала в городском парке в Якутске.

– Сухие ветки я собирала в городском парке в Якутске, где растут сосны и берёзы и ветки падают от ветра, – рассказала Metro Устинья. – Мне хотелось передать ощущение молодости – периода, когда ты ещё не знаешь своих возможностей, но совершенно не боишься рисковать. 

В молодости нам даровано отсутствие страха. Когда я делала эту работу, я вспоминала лето 2000 года. У нас была сплочённая компания, мы так сдружились, что превратились в семью, ночевали вместе в разных местах, не уходили с улицы. Но на следующий год мы резко повзрослели – и всё изменилось.

А познакомились мы на Центральной площади – это самое тусовочное место в Якутске. Мы до сих пор общаемся, некоторые поженились, но в то лето мы жили совсем по другому. Сейчас мне не хватает той невероятной энергии.

Сейчас я наблюдаю, как наш город развивается, как заявляют о себе якутские художники, кинорежиссёры. В Якутске очень много молодёжи, собираются творческие группы, скейтбордисты, рок-музыканты. 

Я недавно устроилась на новую работу, благодаря которой регулярно путешествую по республике, вижу разницу между городом и сёлами, удивляюсь, какой огромный и разнообразный этот регион.

Ольга Скорикова. "Сэтинньи-олунньу. Тургутуу" ("С ноября по февраль")

Ольга Скорикова своими руками плела каждый узелок – по количеству дней в четырёх нестерпимо холодных месяцах.
Василий Кузьмиченок / Metro
Ольга Скорикова своими руками плела каждый узелок – по количеству дней в четырёх нестерпимо холодных месяцах.

– Я не могла выбросить рамы, которые остались от моего отца – известного якутского художника Афанасия Собакина, – сообщила Metro Ольга Скорикова. – И поскольку я также занимаюсь декоративно-прикладным искусством, у меня остаётся много разного материала, в том числе этот кожаный шнур. 

Я завязала столько узелков, сколько дней длится самый суровый период якутской зимы – четыре месяца. Этот образ – узелков, завязанных на жгутах, взят из прикладного искусства – когда мастера делали туеса (сосуды) из бересты, они скрепляли их жгутиками для прочности и переплетали конским волосом, чтобы образовался орнамент. 

Такая кропотливая работа – один из вариантов проживания якутской зимы, которая настолько суровая, жёсткая и невыносимая, что жить в Якутии не любя эту зиму невозможно. В противном случае ты будешь мучеником. И мы научились её любить,  наполняя эмоциями, смыслами и планами. Ты не думаешь о зиме как об этапе, который надо перетерпеть, но думаешь, как его полноценно прожить. В этой суровой зиме есть своя красота, своя чистота.

На мой взгляд, якутские художники совершенно особенным образом работают с предметами. В понимании якутов каждая вещь имеет иччи, то есть сущность, и это ощущение одухотворённости всего, что нас окружает, передано и на нашей выставке.

Группа "Архетип". "Ымыы"

Сейчас в арт-группе "Архетип" десять человек. В своих работах девушки исследуют генетическую память и традиции, которые стали частью современной жизни.
Василий Кузьмиченок / Metro
Сейчас в арт-группе "Архетип" десять человек. В своих работах девушки исследуют генетическую память и традиции, которые стали частью современной жизни.

– В переводе с якутского "ымыы" значит "ангел-хранитель" – существо с крыльями, птица, – рассказала Metro куратор и одна из участниц арт-группы "Архетип", Елена Васильева. – Поэтому здесь изображён орёл – священная птица, хранитель рода.

Мы использовали старые вещи, которые остались от бабушек и мам. Из лоскутков одежды, принадлежащей женщинам из наших семей, мы собрали женское ритуальное одеяние – ымыылаах сон (шуба с оберегом) и вместе его шили долгими зимними вечерами, как наши предки, которые таким образом проживали бесконечную зиму. Мы искали в себе удаганку – целительницу и хранительницу. В текстах о шаманском культе саха сказано, что каждая женщина считалась удаганкой.

Наш арт-объект звучит – если прислушаться, можно расслышать слова, которые произносят наши мамы, как благословение и защиту от злых духов. Звук колокольчиков тоже изгоняет злых духов. Медь вообще обладала защитными свойствами, неслучайно в древности кузнецы приравнивались к шаманам, ведь они работают с огнём и приручают его. 

Мы хотим показать, как старинные традиции органично вплетаются в современную жизнь. Например, наши серьги, которые мы надели на вернисаж московской выставки, повторяют украшения якутских женщин в XIII веке, один из самых ранних видов национальных украшений.

 Йэн Сур (Кюннэй Иванова). "Генерация"

Согласно легенде, душа шамана рождается птицей.
Василий Кузьмиченок / Metro
Согласно легенде, душа шамана рождается птицей.

Елена Васильева рассказала Metro о работах Кюннэй Ивановой:

– Она часто делает свои арт-объекты из магазинных чеков, её родные и близкие тоже собирают чеки, я и сама начала их копить, – призналась Елена. – Помимо переработанной бумаги Кюннэй использует волосы, часто это её собственные, но в данном случае это конский волос, важный элемент для многих якутских художников. 

В этой работе отражена история о рождении двух братьев-шаманов. Согласно легенде, их души появились в виде двух воронят, которых мать завернула в шкуру коня. Три дня проходила их трансформация, и они стали великими шаманами-близнецами.

Джулияна Семенова

Якутский язык можно понять, не зная значения слов, улавливая его мелодию, чувствуя ритм.
Фото автора
Якутский язык можно понять, не зная значения слов, улавливая его мелодию, чувствуя ритм.

Елена Васильева отметила, что Джулияна Семенова создаёт свои стихи, записывая на слух якутскую речь.

– В своей повседневной жизни Джулияна не так часто использует якутский язык, но с детства влюблена в его звучание, – пояснила Елена. – Мелодия и ритм этого языка ассоциируются у неё с чем-то уютным, родным. 

Стихотворение соткано из слов, которые младенец чаще всего слышит первыми: "рука", "глаза", "нос", "щёки", "ресницы".  По вертикали перечислены части тела на якутском языке, по горизонтали – просто слова, которые ей нравятся с детства, возможно, она даже не знает их значения. 

Для молодых художников тема языка очень важна, особенно это заметно в последние несколько лет, как попытка через язык укрепить свои корни.

Наблюдая жизнь, преодолевая время

Во втором зале можно посмотреть видео, снятые якутскими художниками, и понаблюдать за жизнью далёкого северного края, красота и характер которого оставляют свой отпечаток на тех, кто там родился.

На выставке нужно обязательно посмотреть видео – и сразу влюбиться в этих людей, искренних и глубоких.
Василий Кузьиченок / Metro
На выставке нужно обязательно посмотреть видео – и сразу влюбиться в этих людей, искренних и глубоких.

Режиссёр и музыкант Аня ENOT училась и жила в Берлине.

– Она много работает с современной музыкой, и для неё связь с родиной – это звуки. Когда вернулась в Якутск, она гуляла по местам своего детства, прислушиваясь к звукам города, и старалась передать то, о чём с ней говорит её родной город, – сказала Елена Васильева. 

А режиссёр Светлана Романова жила в Лос-Анджелесе, но регулярно приезжала к себе на родину. В её фильме тоже запечатлён  родной округ – Булунский улус. По словам кураторов, это очень далеко.  

– Здесь можно увидеть её бабушку, местных жителей. Светлана много путешествует по Якутии. Это ощущение себя вне Якутии, но Якутии внутри себя – основная тема её фильмов, – добавила куратор.

Совет от Metro: надевайте наушники, садитесь на лавку и смотрите три фильма до конца. Они не очень долгие, но таких людей и такой природы вы больше нигде не увидите. 

"Копи смех к зиме..." – слова из стихотворения поэта и философа Габбы (Глеб Габаев). Оно про необходимость накопления тепла и радости как способа выживания и сохранения жизненной силы.
Александр Бланарь, куратор выставки

Читайте также