В Москве рассказали, как снимают кино – пробы, приметы, кровь

В будущем музее на киностудии им. М. Горького открылась выставка, на которой можно узнать, что делают суеверные киношники и зачем они всё-таки бьют тарелки
В Москве рассказали, как снимают кино – пробы, приметы, кровь
/ Скан альбома фотоброб, предоставлено киностудией им. М. Горького / Александр Курковский
Альбом кинопроб к многосерийному телефильму Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны»

— Открытие первой экспозиции, которая является частью будущего музея, для нас — исторический момент, — начинает экскурсию для журналистов генеральный директор студии Юлиана Слащёва, предлагая нам сделать пару селфи с киношным светом на жёлтом диване. — Ещё 14 лет назад главный фасад был в аварийном состоянии, а большинство помещений на киностудии — заколочены. У нас была большая перестройка, и мы ждём открытия всего музея уже этим летом.

Уже в первом зале глаза разбегаются: то ли смотреть на кипу летающих бумаг со сценарием фильма "Конец операции "Резидент" 1986 года, то ли пристально разглядывать раскадровки на стене... Но к чему всё это?

— Выставка "За кадром: есть что посмотреть" — о профессиях, которые остаются за кадром. Мы знаем в кино актёров, режиссёров, а все остальные — люди "невидимого фронта", — поясняет гендиректор. — Хотя они такие же талантливые и востребованные художники. Поэтому мы в зоне предпродакшена. Всё начинается с того, что 8–10 человек собираются за одним столом для читки сценария...

— О, тарелка! — вдруг раздаётся за моей спиной. — Вы все знаете эту традицию. Говорят, её ввёл ещё Сергей Эйзенштейн на съёмках фильма "Броненосец "Потёмкин", сам того не зная, — говорит Юлиана Слащёва. — По словам очевидцев, он разбил тарелку, потому что очень злился на актёров, которые плохо играли первые сцены. С тех пор так и повелось. А копия тарелки всегда сохраняется у продюсерской группы.

Раскадровка представляет собой нарисованный сценарий. Эта – к сцене боя на скале из фильма «Нюрнберг» (реж. Н. Лебедев, 2023)
Александр Курковский
Раскадровка представляет собой нарисованный сценарий. Эта – к сцене боя на скале из фильма «Нюрнберг» (реж. Н. Лебедев, 2023)

Обсудив сценарий и сделав раскадровки, в работу вступает кастинг-директор — отбирает кандидатов. Сегодня этот процесс проходит в 3 этапа: демо от актёров, очные пробы и ансамблевские (в настоящих костюмах с будущими коллегами по кадру). Но, по словам Слащёвой, раньше всё было иначе:

— В СССР использовался альбом фотопроб, который показывали худсовету, даже если режиссёр уже выбрал актёра.

И вот актёрский состав отобран. Теперь в игру вступают бригадир по свету, декоратор и гримёр, кропотливую работу которого можно увидеть на рубашке, заляпанной "кровью".

Чтобы создать эффект окровавленной одежды, гримёры использовали воду, акриловые краски, колер и затирку
/ Александр Курковский
Чтобы создать эффект окровавленной одежды, гримёры использовали воду, акриловые краски, колер и затирку

Для её создания в ход идут и карандаши, и краски с клеем. Даже немного не по себе становится от кровавых зубов монстра с клыками на постаменте. Ну как настоящий! Кажется, всё готово. Камера, мотор! Но нет. Оказывается, ни один фильм не обходится без... суеверия его создателей!

— Если сценарий упал, на него надо сесть, — смеётся Юлиана Слащёва. — Найти ржавый гвоздь — на удачу, а хлопнуть хлопушку лишний раз — к лишнему дублю!

Ну что ж, теперь стало ясно, что у киношников сила в команде! Ведь без оператора не будет режиссёра, а без художника по костюму не получится передать эпоху! 

Будущий музей разместится на двух этажах. На первом – постоянная экспозиция об истории кино, на втором – лекторий на 50 мест и пространство для временных выставок.

Появится здесь и широкоформатный кинозал, где будут показывать кино как в цифре, так и на плёнке.