В советские времена люди любили смастерить что-то необычное и яркое

Во Всероссийском музее декоративного искусства открылась выставка "Эстетика бриколажа". Про так называемое маргинальное искусство Metro рассказала продюсер проекта и главный куратор музея Алина Сапрыкина
В советские времена люди любили смастерить что-то необычное и яркое
Василий Кузьмичёнок
Гараж для игрушечных машинок из двух хлебниц.

– Бриколаж – это термин, который используется в философии, искусстве, в литературе. Он обозначает использование уже имеющихся вещей, независимо от их первоначального предназначения, для создания чего-то нового, – объяснила Алина Metro.

Так, оказывается, можно сделать телевизионную антенну из велосипедных колёс или более удобную лопату с костылём вместо палки. Именно такие экспонаты имеются в многочисленной коллекции Владимира Архипова, которую он собирал более 20 лет.

– Один из интересных объектов в коллекции Архипова – самодельная канистра, которая похожа на деловой портфель, – сказала Алина. – Её в 1970-е годы сделал житель Коломны Вячеслав Суранов. Собрание Владимира Архипова - это и сами вещи, и личные истории "народных героев", которым они принадлежали.

Самодельная канистра и швабра с тростью вместо ручки.
Василий Кузьмичёнок
Самодельная канистра и швабра с тростью вместо ручки.

Ян Калнберзин поделился с коллекционером своей необычной гитарой, которую также можно увидеть на выставке. Необычна она тем, что её корпус сделан из доски.

Необычная гитара.
Василий Кузьмичёнок
Необычная гитара.

– Я положил гитару на кровать, а папа случайно сел на неё и сломал резонатор, – поделился своей историей Ян. – В итоге от гитары остались только гриф и порожек. Я из подручных средств, из неотёсанных кусков, найденных на даче, соорудил вот эту гитару. Понятно, что нормально на ней играть уже не получится, но звук из неё идёт чумовой – никогда не угадаешь, что сейчас получится.

На выставке представлена и коллекция лидера художественного сообщества Александра Петлюры – так называемый хендмейд времён СССР.

– У Александра Петлюры масштабная и уникальная в своем роде коллекция, ранее она хранилась в так называемом легендарном ДК на Петровском бульваре, – рассказала Metro продюсер проекта. – Одежда, обувь, наив, декоративное искусство, предметы повседневности 70-летней эпохи СССР, среди них особое место занимают артефакты российского андеграунда 80-х и начала 90-х годов.

Ботинки от коньков.
Василий Кузьмичёнок
Ботинки от коньков.

Юбка из галстуков, шкатулки из открыток, ботинки от коньков, а также очень много одежды с вышивкой нитками-мулине или с приклеенными стразами. 

Юбка из галстуков.
Василий Кузьмичёнок
Юбка из галстуков.

– Это очень резкие или какие-то глупые вещи, сделанные кем-то для себя или для родных в подарок, – рассказывает о своей коллекции сам Петлюра. – Это должна быть семейная радость, гордость за своего отца, либо брата, мать, кто шил, кто делал.

Шкатулки из открыток – такие любили делать советские школьники.
Василий Кузьмичёнок
Шкатулки из открыток – такие любили делать советские школьники.
""Человек всегда стремится к красоте и хочет окружить себя красивыми вещами. Эта выставка о безудержном, бесконечном, странном, но очень ярком, энергичном и своеобразном народном творчестве". –
Алина Сапрыкина, главный куратор Всероссийского музея декоративного искусства, продюсер выставки "Эстетика бриколажа. Безымянное искусство".

Третья часть выставки – это фотографии дворовых творений, которые искусствоведы называют ЖЭК-артом. Конкурсные работы были присланы людьми со всей страны в рамках проекта "Фестиваль маргинального искусства". Сейчас такие работы в крупных городах демонтируют, но на выставке ими можно вдоволь полюбоваться.

Пример ЖЭК-арта – одна из конкурсных работ.
Василий Кузьмичёнок
Пример ЖЭК-арта – одна из конкурсных работ.