
"Переходный" период в Калуге начался, когда художник Deonis Thekko предложил расписать единственный подземный переход на улице Гагарина. Жители жаловались: спускаться в него страшно, особенно вечером. Власти дали добро, и мрачная подземка превратилась в орбитальную станцию с "выходом" в открытый космос.
Мурал – большое изображение, нанесённое на стену – так понравился жителям, что идея украсить Калугу, родной город Циолковского, космическими изображениями, прижилась.
В этом году центром космофестиваля стали улица Театральная и её дворики, которые организаторы назвали "планетами": "Солярис", "Комета" и "Спутник".

В начале "экспедиции" наш экипаж высадился в "Солярисе". На стене местной кофейни мы увидели мурал "Космополис". Авторы, калужский художник Алексей Васильев и московский – Степан Краснов, изобразили некое поселение во Вселенной, куда переселятся люди будущего.
Васильев, один из лучших современных художников страны, посчитал, что люди, скучая по Земле, будут расписывать стены летательных аппаратов лесами, деревьями и машинками. Краснов, известный своими работами в стиле пуантилизма, добавил кружочки – планеты.

Васильев вообще неравнодушен к космическим темам, в чём мы убедились, посмотрев на его огромные полотна с ракетами в "Доме архитектора". Под ними – да и по всему помещению – художник разложил камни, покрытые золотой краской, чтобы мы сильнее погрузились в атмосферу космопейзажей.
Камни эти – вовсе не с лунных кратеров, а из речки у дачи художника. Их он доставал в период ковида, окрашивал в золотой, писал дату и время, и возвращал в воду, но течение краску не полюбило. Тогда Васильев стал сохранять камни в гараже. Вот они и пригодились для космических "экспедиций".

Как только мы вышли из "Дома архитектора", нас накрыл не космический дождь, а ливень. Хлюпая по лужам, мы двинулись по улочкам-созвездиям, неожиданно встречая на домах миниатюрные пиксельные арт-объекты: птиц, животных и даже репродукции известных картин. Экскурсовод только разводила руками: кто автор – неизвестно (почти как Бэнкси), но виной всему компьютерная игра "Космические захватчики".

На Театральной увидели медного "Космонавтика", прикреплённого к стене дома. Эти крохотные скульптуры в Калуге можно не заметить. Их автор – молодая художница Алина Фарниева, чья мама, Светлана, известный скульптор, создала для Театральной памятник Циолковскому.
Вдохновением для Светланы послужила реальная история: Циолковский плохо слышал, и ребятишки хулиганили: привязывали к колёсам его велосипеда жестяные банки. Они гремели, собаки лаяли, люди сбегались, а Циолковский ехал и мечтательно смотрел в небо. Такой памятник и получился.
Идём во двор "Комета". Там – созданный к фестивалю мурал "Вертикаль" на 28-метровой трубе. Два друга-художника, мастера геометрической абстракции из Aesthetics Group, превратили индустриальный объект в ось, соединяющую земное и небесное, – и закодировали в ней стремление людей к преодолению гравитации и обыденности.

Затем был Театральный променад. Московский хореограф Ксения Бурмистрова разработала арт-маршрут. Она приехала в Калугу заранее, влюбилась в три дворика и выбрала их местом для уличных перформансов – танцев.
В начале маршрута экскурсовод предупредил: "Это как сыр с плесенью – сначала не очень, потом затягивает", и мы двинулись в путь.

Создать перформансы, отталкиваясь от локации, непростое для режиссёра дело, но Ксении это удалось.
Первый танец мы увидели у трёхэтажного дома, окутанного строительными простынями в забытом месте города. Играла музыка, танцоры плавно перемещались от одного конца дома к другому, используя в движениях строительный мусор. Внезапно дверь дома открылась и вышла девушка, чтобы вынести мусор. Провожавший её мужчина в трусах и майке застыл, оказавшись в центре перформанса: никак не ожидал, что ранним утром в выходной в его захолустье могут быть люди, а уж тем более – современное искусство.
Второй танец был во дворике, где продаётся целый особняк, а рядом – небольшой "зоопарк" с курами и гусями. Ребята танцевали вокруг зрителей, то и дело выкрикивая разные словца, а куры поддерживали их кудахтаньем.
– Стал похожим на слона! – кричали они, танцуя. – А телом – на жреца!
И так до тех пор, пока адский визг не остановил всё действо: пробегавшей мимо кошке наступили на хвост, и она с космической скоростью покинула площадку.

Третий перформанс был у нового мурала. Москвич Миша Most, автор самого крупного в мире мурала в 10 тысяч кв. метров, и калужанка Юлия Агеносова изобразили во всю стену портрет учёного Александра Чижевского – во дворике средней школы № 5. На фоне стрит-арта танцоры размахивали флагами из пупырки. Изображены на них были все те же ракеты художника Алексея Васильева из "Дома архитектора", а рядом дети катались на железных качелях, скрипом дополняя выступление.

К вечеру мы успели на аудиопроменад "Дома говорят": на улочках старинной Калуги, где витали яркие ароматы яблок, груш, цветов и трав, мы слушали в наушниках весёлые, грустные и трогательные истории домов.
Космическая "экспедиция" закончилась, но вернуться можно в любой момент: "звёзды"-муралы останутся украшать город.
