
Впервые 12-метровую скульптуру, расположенную на Болотной набережной на спуске к Водоотводному каналу, я увидел случайно и довольно поздно – в прошлом году, когда мы готовили репортаж со студенткой из Туниса. Эмна (так звали девушку) немало смутилась, увидев скульптуру.
– А что это такое? – спросила она и засмеялась.
Я не нашёл лучшего ответа, кроме как:
– Ну вот такое оно, современное искусство!
Появилась же скульптура гораздо раньше, а именно в 2014 году. Название было выбрано неслучайно. По словам художника, скульптура представляет собой копии кусков глины, увеличенные в десятки раз и выполненные из алюминия, и является актом творения, созидания и преображения.
Ещё до "проживания" в Москве она успела прокатиться по миру – в 2015-м полгода выставлялась в Нью-Йорке на Манхэттене, а затем четыре месяца находилась во Флоренции на площади Синьории – в 2017-м.

С самого начала "Глину" сочли крайне спорным образчиком современного искусства. В медиа творение Урса Фишера собрало множество нелицеприятных комментариев. Так, например, американский критик Джереми Сиглер в своём обзоре для Hyperallergic назвал её "самой дорогой кучей дерьма в современном искусстве", а заслуженный архитектор России Андрей Анисимов отметил, что к такому искусству мало кто готов и скульптура не произвела на него впечатления.
Не в восторге от скульптуры оказались и обычные москвичи, постоянно сравнивая её с кучей экскрементов.
– Совершенно не понимаю, зачем была нужна эта куча "глины", – отмечает Дмитрий, 32-летний житель столицы. – Даже если вместо этой штуки ничего не поставят, я вообще не расстроюсь.
– "Большая глина" – это, скорее всего, профессиональный мем архитекторов и скульпторов, суть которого для меня загадка, – пишет в соцсетях москвич Павел.
– Раньше, когда ко мне приезжали гости, до этого ни разу не посещавшие столицу, я часто отвозила их глядеть на эту "Глину". Меня всегда забавлял тот факт, что в центре города можно найти огромную "какаху", – поделилась с Metro 25-летняя Анастасия. – Сейчас ничего подобного в столице не найти, Москва потеряла необычную изюминку.

Однако находятся и те, кому скульптура была очень даже по душе. Алина Стрельцова, искусствовед и шеф-редактор журнала "Искусство", вспоминает, как радовалась тому, что "Большая Глина" обосновалась в Москве.
– Она выглядела так, будто гигантский художник схватил официальную бронзовую махину, смял её в руках и приготовился слепить что-то совсем новое. Наверное, когда Дом культуры "ГЭС-2" только открывался, он примерно так и представлял свою миссию в пространстве Москвы — взять застывшее, замершее и закостеневшее, согреть его в руках, превратив в мягкий, податливый материал, и начать вместе с жителями думать, что мы на самом деле хотим видеть в городе, каким хотим сделать этот город, – делится эксперт с Metro. – Скульптура Урса Фишера была символом, который сообщал нам — работа начинается. А дальше она должна была продолжиться, произведения искусства на набережной должны были регулярно сменять друг друга, потому что суть современного города как раз в том, что он предельно далёк от застывшего монумента – он живой, пластичный и существует в диалоге с людьми. И все споры, которые вызвала "Глина" – это важная часть постоянно обновляющейся скульптуры. Так что, конечно, должно появиться следующее произведение, чтобы горожане смогли оставлять на нём виртуальные отпечатки своих мнений, недовольства, неприятия современного искусства и восхищения им. И всё-таки "Глины" мне будет не хватать.
Оказалось, что демонтаж скульптуры был давно запланирован. Как отметили в пресс-службе Дома культуры "ГЭС-2", долго площадка пустовать не будет – на её месте будет установлена новая инсталляция, однако обнародовать название и её автора пока не спешат.
– Для нас это не просто замена одной инсталляции на другую в рамках запланированной ротации произведений искусства на набережной, а продолжение диалога об искусстве в городской среде, – объясняют представители пресс-службы. – Появление в городе масштабных художественных работ – всегда значимое событие. Мы будем держать вас в курсе.
Читайте также: 54 гимнастки побили мировой рекорд на фестивале на ВДНХ