Эмбарго на нефть
Решение о частичном эмбарго на российскую нефть было принято в рамках шестого пакета санкций. Брюссель взял курс на преодоление зависимости от российских энергоресурсов, а также на мощный удар по российской экономике.
– Соглашение о запрете экспорта российской нефти в ЕС немедленно охватывает более двух третей импорта нефти из России, сокращая огромный источник финансирования, – написал глава Евросовета Шарль Мишель в Twitter.
Однако многие европейские страны понимают, что эмбарго на поставки российских нефти и газа ударит не столько по энергетическому сектору России, сколько по собственной экономике. Словакия после введения пакета санкций выступила с заявлением о готовности и дальше продолжать пользоваться российской нефтью, а Венгрия собралась обговаривать маршрут для импорта нефти через Хорватию.
Буквально через несколько часов после введения санкций цена нефти Brent превысила 120 долларов за баррель – рост был более чем на 2%. Это очень резкий скачок. А американские специалисты из American Bank поделились прогнозом: отказ от импорта нефти из России может увеличить цену за баррель до 150 долларов.
Новые санкции прокомментировал постпред РФ при международных организациях в Вене Михаил Ульянов.
– Как председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен верно сказала вчера, что Россия найдёт других импортёров. <...> Очень быстрая смена мышления указывает на то, что ЕС находится не в лучшей форме, – приводит слова Ульянова ТАСС. Ранее фон дер Ляйен говорила, что Евросоюзу нужно как можно быстрее отказаться от наших энергоносителей, а потом предложила не делать этого.
Доживём до понедельника?
Несмотря на санкции и громкие заявления, большинство стран продолжают закупать у РФ голубое топливо, причём платят в рублях. По разным оценкам, потребность Европы в газе составляет от 320 до 530 млрд кубометров в год. Из России европейцы импортируют от 160 до 200 млрд кубометров в год. В свете нарастающей напряжённости на международной арене многие задаются вопросом: в самом деле, а что будет, если Европа прямо завтра перестанет покупать наш газ, на сколько ей хватит сделанных запасов?
— На лето точно хватит. Многие страны готовятся к введению эмбарго и используют время до его введения, чтобы максимально заполнить свои хранилища, — рассказала в беседе с Metro экономист, сотрудница Математического института им. В. А. Стеклова РАН Татьяна Куликова. — Например, заполненность хранилищ в Германии существенно выше обычного. Пока можно сказать, что до зимы они продержатся, а что будет зимой — сложно сказать. Это будет зависеть и от того, успеют ли они донаполнить хранилища, суровой ли будет сама зима. Пока что полгода у них точно есть.
Большинство экспертов разделяют это мнение, поскольку считают, что эмбарго на российские энергоносители со стороны ЕС — не более чем политическая игра, которая закончится, как только опустеют газовые хранилища.
До начала отопительного сезона им должно хватить. Думаю, никто из стран ЕС не рассматривает ситуацию как жёсткий отказ. Все ждут деэскалации конфликта на Украине, как только это произойдёт, все вернутся к обсуждению поставок газа. Без него экономика ЕС далеко не уедет. Газовый рынок не является свободной площадкой, на нём объёмы фрахтуются на годы вперёд. И они сейчас все зарезервированы. Уголь — очень дорого, атомные электростанции почти все законсервированы. У Европы нет альтернатив, поэтому позиция ЕС с отказом от российских энергоносителей — это просто блеф. Это временное воздержание на 3–5 месяцев. Николай Белоусов, предприниматель и финансист
Рука помощи
Действительно, даже если представить, что Европа нашла поставщика, который может перекрыть объёмы российского импорта, то встаёт вопрос о возможности транспортировки и хранения газа, поскольку без трубопровода возможны поставки исключительно сжиженного природного газа (СПГ). В ЕС фактически отсутствует необходимая инфраструктура для приёма такого вида топлива.
— Европе придётся обходиться поставками сжиженного газа. Главным поставщиком, вероятно, выступит Катар, — пояснила Татьяна Куликова. — Но, во-первых, объёмы его ограничены, а во-вторых, у Европы нет достаточного количества терминалов LNG (регазификационный терминал сжиженного природного газа, используется для преобразования СПГ из жидкого состояния в газообразное. — Прим. ред.). Для подобных задач оборудование есть лишь в ряде стран на западном побережье (Испания, Франция), а эмбарго на российский газ ударит прежде всего по восточным странам — Германии, Словакии и т. д. А газопроводы между ними не располагают такими возможностями перегонки, чтобы полностью удовлетворить потребность в ресурсе восточных стран Европы.
Альтернативная реальность
В 2010 году Владимир Путин, выступая на экономическом форуме в Берлине, пошутил на счёт курса Германии на "зелёную" энергетику: "Я не хочу это никак комментировать, но не понимаю, чем топить будете? Газа вы не хотите, атомную энергетику не развиваете. Дровами топить будете? За дровами в Сибирь надо ехать, у вас же и дров нет".
Шутка остаётся актуальной и спустя 12 лет, даже стала злободневнее. Эксперты предполагают, что энергетический сектор Европы ждёт серьёзный откат.
— Альтернатива российским энергоносителям, конечно, уголь. Европа планомерно отказывалась от угля по экологическим соображениями, но сейчас такая ситуация, когда политика важнее "зелёной" повестки, — констатировала Куликова.
Рано или поздно, но Европа (да и всё человечество) будет вынуждено перейти на экологичную энергетику, однако это сложный процесс, который требует не только времени, но и крупных финансовых вливаний.
Изначально АЭС рассматривались в качестве главной альтернативы. Но после Фукусимы все станции законсервировали. Возобновляемых источников энергии не так много. Взять "зелёную" энергетику: невозможно за такой короткий срок дать необходимые объёмы с помощью ветряков. Поэтому они либо вновь запускают АЭС, либо возвращаются к угольным станциям. А это будет нарушение "зелёной" повестки, что вызовет внутриполитическую напряжённость. Всё это, к сожалению, вызовет финансовый кризис. Он уже начался в России, в США, первые предвестники есть и в ЕС. Николай Белоусов
Чёрная позолота
Германия до 2012 года полностью обеспечивала свою потребность в угле за счёт собственной добычи, однако прекратила её, поскольку закупать уголь стало дешевле. Главным поставщиком угля для Германии стала Россия. Таком образом, Германия и в этом виде ресурсов зависит от поставок из РФ.
— Может, и зависит, но уголь проще заместить. Трубопроводный газ в краткосрочной перспективе никак не заместишь, нужны годы для создания инфраструктуры. А уголь — пожалуйста. Да, с углём всё будет обходиться дороже, но в Европе сейчас политика превалирует даже над экономикой, — подчеркнула Татьяна Куликова.