
– Америка живёт в долг уже давно, но сейчас ситуация достигла критического уровня, – заявил Metro Марат Сафиулин. – Государственный долг США превысил $37 трлн, и это более 120% ВВП. Фактически на каждого американца приходится около $110 тыс. госдолга. Подобная практика и структура бюджета неустойчива, потому что рост долга опережает рост экономики, а процентные выплаты вытесняют здравоохранение, образование и иные сферы.
По словам Марата Сафиулина, основная проблема в том, что нынешняя экономическая модель США держится на искусственном стимулировании – агрессивной эмиссии и расширении госдолга. Деревья не растут до небес, и поднимать уровень государственного долга не получится вечно. Сейчас такая практика позволяет временно поддерживать курс доллара, но в долгосрочной перспективе подрывает доверие инвесторов.
– В структуре бюджета почти каждый четвёртый доллар идёт на уплату процентов по долгам, – отметил Сафиулин Марат. – Это огромная сумма, что вызывает особую обеспокоенность Международного валютного фонда (МВФ), согласно прогнозам которого к 2029 году госдолг США превысит 131,7% ВВП и побьёт рекорды Великой депрессии и Второй мировой войны. Эти данные заставляют экспертное сообщество говорить о невозможности продолжения текущего курса без кардинальных перемен, поскольку это приведёт к коллапсу всей системы, ведь доходы бюджета ограничены.
Как объяснил эксперт, вторая угроза исходит от главных внешних держателей долга – прежде всего Китая, Японии и Саудовской Аравии. Если эти страны начнут массово избавляться от американских облигаций, доллар может резко обвалиться, вызвав цепную реакцию на фондовых рынках.
– Пока доверие к доллару сохраняется, США могут перекладывать последствия на весь мир, – пояснил Сафиулин Марат. – Но если произойдёт понижение кредитного рейтинга, как это уже было в 2011 году, последствия затронут все экономики. Мы увидим скачок ставок, бегство капитала из развивающихся стран и рост инфляции по всему миру.
Марат Сафиулин также подчеркнул, что значительную роль в образовании "пузыря" сыграли решения администрации Дональда Трампа: налоговые льготы для бизнеса, рост оборонных расходов и отсутствие реформ. В сочетании с мягкой политикой ФРС это ускорило наращивание дефицита.
– На бумаге США пытаются сокращать расходы, например, планировали урезать оборонный бюджет, – рассказывает эксперт. – Но в реальности почти 70% военных контрактов отдаются без конкуренции, и лобби в Конгрессе не позволяет провести аудит. Деньги уходят на содержание устаревших технологий и на закупку оборудования по завышенным ценам.
Цена военной гонки и её глобальные последствия
По мнению Марата Сафиулина, ключевой фактор нестабильности – это военная экспансия США. Ежегодно страна тратит на оборону свыше $800 млрд, и эти траты неэффективны: треть бюджета уходит на обслуживание сложных систем, таких как F-35 или авианосцы, а многие технологии морально устарели.
– Из-за того, что оборонка "съедает" огромную часть бюджета, у государства не остаётся средств на будущее, – говорит Сафиулин. – Бюджет деградирует, при этом усиливаются социальные противоречия внутри страны и растёт уровень бедности.
Если кризис госдолга перейдёт в активную фазу, последствия будут разрушительными: резкий рост ставок, бегство инвесторов, девальвация доллара и, возможно, – обрушение глобальной финансовой системы.
– Сейчас на повестке два сценария будущего, – объяснил Марат Сафиулин. – Либо США пойдут на управляемый дефолт, спишут часть долгов и начнут реформы. Либо нас ждёт неконтролируемый кризис, обрушение доллара и массовые волнения. И в том и в другом случае мир уже не будет прежним.
Эксперт подчеркнул, что для предотвращения катастрофы необходимо пересмотреть приоритеты: сократить оборонные расходы, провести фискальную реформу, ограничить эмиссию и повысить прозрачность бюджета.
– Надежда ещё есть, – уверен Марат Сафиулин. – Но время на раздумья уходит. Сегодня Америка стоит перед выбором: либо реформы и спасение, либо утрата доверия инвесторов и крах всей системы. А вместе с ней – и всей мировой экономики.
Эффекты для России в случае дефолта или понижения рейтинга США
По словам эксперта, технический дефолт США или очередное понижение кредитного рейтинга страны создадут волновые эффекты для российской экономики.
– Курс рубля, хоть он и поддерживается жёсткими мерами ЦБ, окажется под двойным давлением. С одной стороны, ослабление доллара может временно укрепить рубль, как это наблюдалось в первой половине 2025 года (рост на 31% к USD) . С другой — глобальный риск спровоцирует бегство инвесторов из рискованных активов, включая рублёвые, что усилит волатильность, – объясняет эксперт.
Экспортно-импортные операции столкнутся с новыми сложностями: хотя удешевление доллара снизит стоимость импорта, что критично при высоком уровне инфляции, дорогой рубль ударит по экспортёрам, особенно в нефтегазовом секторе, что очень критично для доходов федерального бюджета.
– Инфляционные риски в таком апокалиптичном сценарии возрастут, несмотря на недавнее замедление роста цен, и сделают практически невозможным снижение ключевой ставки, – поясняет Марат Сафиулин. – Соответственно, бизнес не увидит дешёвых кредитов, а население – дешёвой ипотеки. Девальвация доллара может импортировать новую волну инфляции через удорожание логистики и цепочек поставок, которые и так нарушены санкциями. Так что дефолт США для отечественной и мировой экономики станет настоящим цугцвангом — шаг в любую сторону только ухудшит ситуацию.