Режиссёр Николай Лебедев: "Если вижу халатность, могу сорваться с цепи"

На форуме для создателей кино и видео VidMK25 мастер-класс провёл известный режиссёр Николай Лебедев. Metro побывало на встрече и узнало, как справляться с ощущением провала, как молодому актёру попасть в блокбастер и что делать, если начинающие артисты ведут себя непрофессионально на съёмочной площадке
Режиссёр Николай Лебедев: "Если вижу халатность, могу сорваться с цепи"
Сергей Фадейчев / ТАСС
Режиссёр Николай Лебедев.

Вы сняли несколько блокбастеров и являетесь одним из самых успешных российских режиссёров. А чувство провала вы когда-нибудь испытывали?

Лучше было бы спросить, бывает ли у меня ощущение успеха. (Смеётся.) Мне кажется, мы в кино всё время живём в ощущении провала. Кино – совершенно непредсказуемая вещь. Ты не можешь контролировать даже себя.

За два дня до начала съёмок картины "Нюрнберг" объявили локдаун, и мы не понимали, состоится фильм, на который уже было потрачено много сил и времени, или нет. Через год мы потихоньку снова начали готовиться, и накануне съёмок я заболеваю... ковидом. А это значит, что я должен самоизолироваться непонятно на какой срок. И такие вещи случаются постоянно.

Один мой знакомый критик после выхода "Кракена" радостно написал, что это полный провал. А спустя месяц он также радостно написал, что это большой успех. Так что, если зацикливаться на каждой неудаче или критике, можно сойти с ума. Надо уметь держать удар и иметь свои критерии успеха и провала.

Вы редко снимаете по чужим сценариям. Это принципиальная позиция?

Нет, просто сложно влюбиться в чужую историю. А если ты говоришь о том, что тебя не волнует по-настоящему, ничего не выйдет.

Но всегда есть исключения, как было на "Легенде № 17". Первый раз мне предложили снять кино про Харламова в начале 2007 года. И всё было хорошо, интересная история, интересный человек, но я совершенно не чувствовал материал. Прошло время, и мне предложили снять кино снова о Харламове. Сценарий был плотнее с точки зрения драматургии, но я опять не мог понять, зачем мне это. В тот момент мне бе­зумно нужна была работа – кризис в кино, денег нет. Но я позвонил продюсеру Леониду Верещагину и вежливо отказался. Он говорит: "У меня есть ещё сценарий!". Я обрадовался: "Про что?". Он: "Про Харламова". Я рассмеялся, но взял почитать.

Кадр со съёмок "Легенды №17".
КиноПоиск / Централ Партнершип
Кадр со съёмок "Легенды №17".

На странице 25 я потерял счёт сценам, перестал анализировать структуру, забыл, что я знаю эту историю, так она меня захватила. Я согласился снимать. А дальше мы стали пересобирать сценарий, несколько месяцев с авторами Местецким и Куликовым сидели у меня на кухне и переписывали. Чтобы это работало. На "Легенде" изначально кульминационный матч стоял в конце второго акта, а третий акт провисал. И я предложил поменять хронологию – поставить матч 1972 года после аварии, которая в реальности была, конечно, до. Это было сделано, чтобы показать, какой подвиг совершил Харламов, что он не сдался. Врачи говорили, что хорошо бы просто научиться снова ходить, не то что выходить на лёд. Но Харламов всё преодолел, спустя 9 месяцев играл, и это было абсолютное чудо. У кино свои законы. Тут необязательно следовать правде, нужно создать образ.

Как молодой актёр может попасть на ваш проект?

Это всегда вопрос случая. Я же ищу не актёров, а персонажей. Когда я готовился к съёмкам "Звезды", нам нужно было 7 молодых разведчиков. И мы очень широко закинули сети по поиску. Причём я актёров даже не видел в их обычном виде. Их сразу переодевали в военную форму. В моём кабинете соорудили декорации блиндажа – маскировочная сеть, ящики из-под снарядов, и мы сидели и разговаривали, как будто из соседних блиндажей. Мне нужно было понять, насколько вписывается человек в стилистику. И Игорь Петренко сначала мне показался очень среднеарифметическим. Но потом его вернули на пробы, и он мне понравился.

Игорь Петренко в фильме "Звезда" (2002).
КиноПоиск / Мосфильм
Игорь Петренко в фильме "Звезда" (2002).

Помню, мне рассказывала Александра Яковлева, как её позвали на пробы на "Осенний марафон" на роль любовницы главного героя. Она приехала в Москву из Ленинграда, её увидел режиссёр и сказал: "Вы с ума сошли? Она совершенно не подходит". И расстроенная Саша сидела и плакала в коридоре "Мосфильма". В этот момент её встретил Александр Митта, который искал героиню в "Экипаж", потому что Проклова отказалась сниматься. И он посмотрел на Яковлеву, забрал на пробы, и всё – её судьба решилась.

Что вы делаете, если видите, что актёр не справляется с ролью?

Когда я понимаю, что актёр не справляется с ролью не потому, что он не старается, а потому, что я неправильно его выбрал, то я делаю всё, чтобы ему помочь. Но менять его я не могу, это же моя ошибка. Но я не терплю непрофессиональное поведение. Все эти вещи – "а принесите мне кофе", "а я не выспался". На "Звезде" у меня снимались семь весёлых молодых ребят. И я им сразу сказал: "Если я увижу что-то не то на площадке, то я просто сокращу ваши роли. Тебя пристрелят, ты утонешь". Это на самом деле был блеф, я бы не смог менять сценарий, но если речь идёт о халатности, то я могу сорваться с цепи!

ДОСЬЕ

Возраст: 58 лет

Родился: Кишинёв, Молдавская ССР, СССР

Фильмография: "Змеиный источник", "Поклонник", "Волкодав из рода Серых Псов", "Фонограмма страсти", "Легенда № 17", "Экипаж", "Нюрнберг", "Кракен"

5 фактов о Николае Лебедеве

Происходит из семьи врачей. Дед, дядя, прадед и прапрадед носили имя Николай. Исключением стал отец режиссёра – Игорь Николаевич Лебедев был офицером-пограничником.

Захотел стать режиссёром в раннем детстве. В 10 лет снял первый фильм на камеру, которую одолжил у приятеля. После этого родители подарили ему восьмимиллиметровую камеру «Ломо».

Первая попытка поступления во ВГИК закончилась провалом. Отучившись на журналиста, он вернулся к своей мечте о кино. В 1993 году окончил сценарно-киноведческий факультет ВГИКа.

Карьера режиссёра началась на телевидении. Николай Лебедев с 1995 по 1996 год снимал российскую версию детской программы «Улица Сезам».

После выхода "Легенды № 17" и "Экипажа" Лебедев стал одним из самых успешных российских режиссёров. С 2021 года он – президент Гильдии кинорежиссёров России.